Повышение акциза повлияет на стоимость производства
Аграрии являются одними из крупнейших потребителей дизельного топлива в Украине. По подсчетам аналитиков "Всеукраинского аграрного совета" фермеры потребляют его более полутора миллиардов литров в год. Эксперт ВАР Дмитрий Кохан в комментарии 24 Каналу рассказал, что на гектар обрабатываемой земли норматив расхода 60 – 65 литров горючего. Это надо умножить на 24 миллиона гектаров земли, которую обрабатывают фермеры.
Читайте также Последний гвоздь в гроб "черного экспорта" зерна: какие важные законы подписал президент
По мнению аналитика, любое повышение акциза на топливо повлияет на стоимость производства. Оно станет дороже, а прибыльность упадет. Конечная стоимость продукции на внутреннем и внешнем рынках, соответственно, тоже возрастет.
Что предусматривает законопроект о повышении акциза
По словам эксперта, если же принимать во внимание то, что предусмотрено законопроектом №11256-2, то там в первый и второй год не такое уж и существенное увеличение планируется. Как конечная цель закладывается ставка 330 евро за тысячу литров вместо текущих 130,5 евро. Но переход к ней разбит на несколько лет.
Впрочем, если законопроект принимают, то уже сейчас ставка вырастет с 139,5 до 177,6 евро. И потом она ежегодно увеличивается, пока не выйдет на 330 евро. То есть с фермеров будут дополнительно снимать по 5 долларов с гектара.
Кохан говорит, что "Всеукраинская аграрная рада" не поддержала такое решение парламента. По его словам, здесь дело не в том, что кто-то не хочет платить налоги, просто "должен быть здравый смысл и принцип честной конкуренции". Он отмечает, что во всей Восточной Европе эта ставка именно для аграриев везде уменьшена.
Какую ставку платят фермеры Европы
Евродиректива устанавливает, что с субъектов, которые не ездят по дорогам общего пользования (как аграриев, чья техника ездит только полями), не стоит брать высокий акциз на ремонт дорог.
Аналитик отмечает, что сниженный акциз касается не только аграриев. Есть еще двигатели, которые стоят стационарно на предприятиях и техника, которая не выезжает на дороги общего пользования. Поэтому Евродиректива устанавливает, что минимальная ставка 330 евро должна быть для всех европейских стран. Но для аграриев и подобных предприятий минимальная ставка должна быть на уровне 21 евро.
Эксперты ВАР исследовали срез по Восточной Европе и не нашли ставки более 60 евро на тысячу литров.
- Румыния 21 евро;
- Литва и Латвия 60 – 62 евро;
- Чехия 54 евро.
А те же поляки, наши конкуренты, вообще ничего не платят. Поэтому когда нам поставят ставку 330 евро, конкурентоспособность исчезнет. Это будет еще один кирпичик, который отдалит нас от нормального взаимодействия с нашими европейскими партнерами,
– говорит Дмитрий Кохан.
Но, по словам аналитика, правительство говорит, что надо принять этот закон, потому что есть потребность в финансировании военных, и все это хорошо понимают. Кохан отмечает, что если нужны деньги на армию, то аграрии не против, но союз выступает за то, чтобы после отмены военного положения снизили и ставку для аграриев, как это есть во всей Европе. Это поможет украинским фермерам быть в конкурентных условиях.
Аграрии обеспокоены повышением акциза
- Аграрии ранее обращались к правительству, чтобы избежать повышения акциза на топливо для них.
- Сельхозпроизводители считают, что подорожание топлива обострит их и так сложную ситуацию.
- Президент Украинской зерновой ассоциации отметил, что повышение акциза на топливо навредит аграриям, которые уже работают на грани убыточности.
- Фермеры обеспокоены повышением акциза, поскольку это приведет к увеличению расходов и повышению стоимости агропродукции.
- Украинский агробизнес будет платить более 13 миллиардов гривен ежегодно, что в 5 раз больше, чем европейские предприятия.